22:58 

Путешествие в Череповец, Кириллов и Вологду, часть 2

Alma Mahler
Рыцарь не сквернословит - он говорит с народом на его языке.
Вернувшись в музей, я застала всех сотрудников на месте и провела в музее один из самых интересных часов в своей жизни. Сначала я посмотрела зал, оказавшийся очень уютным, договорилась об условиях проведения концерта, потом выпила чаю в отличной компании сотрудниц музея. А затем заместитель директора Светлана, очень интересная женщина с совершенно невероятной длины и толщины косой, показала мне самую большую ценность музея -- коллекцию икон.

Светлана:


Самую первую икону привезли на Соборную Горку Афанасий и Феодосий. Икон двухсторонняя -- с одной стороны изображение Богоматери, с другой -- Николая Чудотворца:




Удивительны иконы старого вологодского письма! Они отличаются торжественной и светлой строгостью, написаны без прикрас, но удивительно тепло. Вот несколько икон, которые мне удалось сфотографировать в музее:



















Это иконы, написанные с XIV по XVI вв. -- простые, строгие и какие-то нездешние. Начиная с XVII века иконы становятся более экспрессивными и "густонаселенными" (по выражению Светланы). Обилие фигур, более драматичные жесты святых, краски ярче -- но все равно сохраняется присущая северным иконам суровость:

Святой Христофор:

Вот легенда о нем, чтобы объяснить его необычный внешний вид:

"В годы правления императора Деция Траяна, человек, носивший имя Репрев (Ρεπρεβος, ср. лат. Reprobus «отверженный, осуждённый, дурной») был захвачен во время боя с племенами в восточном Египте. Он вошёл в Numerus Marmaritarum — подразделение Мармаритов (римская когорта Cohors III Valeria Marmaritarum[1]; предполагается, что это было берберское племя Киренаики). Это был человек огромного роста и ужасающего поведения, он был киноцефалом (с пёсьей головой), как и все представители его племени. (Другой вариант возникновения его собачьей головы (эта легенда появилась на Кипре[2]) — святой был очень красив, но, дабы избежать соблазнов и постоянно беспокоивших его женщин, упросил Господа обезобразить его внешность."






Иоанн Богослов в молчании:


Помимо икон в музее выставлены потрясающие деревянные скульптуры:

Потрясающий Христос, удивительно человечный, в его лице просматриваются черты финно-угорского населения, одного из истоков происхождения вологжан:

Святые и ангелы:





Потрясающее "Оплакивание":


Резные и рисованные Врата:



Венцы:

Книга и потир:

Книга:

"Тощая свеча" -- подсвечник, на который либо ставилась подставка для множества маленьких свеч, либо можно было поставить одну большую обетную свечу:


В музее собрано огромное количество икон, книг и предметов церковной утвари со всего Череповецкого района. Директора и сотрудники музея всеми правдами и неправдами старались спасти художественные и религиозные ценности -- и они преуспели в этом.

В зале, где выставлены очень старые иконы, есть одна, явно моложе других. Ее история тоже удивительна.
Леушинский Иоанно-Предтеченский женский монастырь был основан в 1875 г. в местечке Леушино близ реки Шексны между Череповцом и Рыбинском. В 1931 году он был закрыт, а в сороковых годах -- затоплен Рыбинским водохранилищем, в котором погибло множество архитектурных и художественных ценностей.
Первой настоятельницей монастыря была очень энергичная и мудрая женщина, которую почитают как святую -- Таисия Леушенская. Она обучала талантливых девушек-монахинь живописи, посылала их учиться в Петербург, в Академию Художеств. Иконы, созданные в этом монастыре, славились по всей России.


Эта удивительно теплая и прекрасная икона Божьей Матери написана одной из монахинь Иоанно-Предтеченского монастыря, матерью Иоанной. Единственная икона, спасенная и выставленная в музее.

Помимо икон в другом крыле музея проходит выставка замечательного вологодского художника Николая Викулова:
www.cultinfo.ru/arts/paints/00vikul/index.htm
Не знаю, какое впечатление производят его работы, когда на них смотришь с экрана, но вживую и вблизи просто потрясают. Удивительно добрые, ироничные, написанные зорким и любящим свой край человеком.

А еще в одной комнате есть небольшое, но очень интересное собрание народных костюмов, головных уборов и вышивок. Жаль, что не удалось сфотографировать его -- в это время в комнате почему-то отключился свет.

К сожалению, более подробно рассмотреть музей мне не удалось, поскольку моего Вергилия отозвал прибывший в музей по делу заместитель мэра города. Но, думаю, еще не раз там побываю.

@темы: Север, автостоп, колокольчики, поездки, странствия

URL
Комментирование для вас недоступно.
Для того, чтобы получить возможность комментировать, авторизуйтесь:
 
РегистрацияЗабыли пароль?

Дневник Альмы Малер

главная